Статья 30.1 ЗК РФ (действующая редакция). Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Статья 30.1. Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Ст. 30.1 ЗК РФ

1. Пунктом 1 комментируемой статьи установлены виды прав, на которых возможно предоставление земельных участков для целей жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По общему правилу такие участки предоставляются в собственность или в аренду. Установление данных видов прав на земельные участки вполне соответствует коммерческому характеру деятельности в сфере жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства, которому посвящен п. 3 ст. 30.1 ЗК).

Однако законодатель установил вполне обоснованное исключение из общего правила. Земельные участки под жилищное строительство могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование на основании соответствующего договора. Это происходит в случаях предоставления земельных участков лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости (жилого назначения), осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с Федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

2. Пункт 2 ст. 30.1 ЗК расширяет и конкретизирует положения п. 1 той же статьи. Он устанавливает важнейший принцип, касающийся порядка и условий предоставления земельных участков под жилищное строительство. По общему правилу они должны предоставляться на торгах, по результатам которых с победителем заключается либо договор купли-продажи, либо договор аренды земельного участка.

Исключением являются следующие случаи:

— на строительство объекта недвижимости заключен государственный или муниципальный контракт, а само строительство осуществляется полностью за счет бюджетных средств (подп. 5 п. 1 ст. 24 ЗК). В этом случае участок предоставляется лицу, с которым заключен такой контракт, в безвозмездное срочное пользование;

— земельный участок предоставляется лицу, с которым в установленном законодательством РФ о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории (п. 2.1 ст. 30 ЗК);

— аукцион по продаже земельного участка либо права его аренды признан несостоявшимся по причине того, что в нем приняло участие менее двух участников. В таком случае единственный участник аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка.

3. В п. 3 комментируемой статьи определены правила предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам. Такое предоставление может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения от гражданина такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК, могут принять одно из трех решений:

— о проведении аукциона по продаже земельного участка;

— о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка;

— о предоставлении в аренду такого земельного участка. В этом случае он должен опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования.

Представляется не вполне последовательным изложение норм комментируемого пункта ст. 30.1 ЗК. Подавая заявление о предоставлении участка в аренду, гражданин, очевидно, преследует цель приобрести и использовать участок именно на праве аренды. В этой связи непонятно, почему на основании такого заявления возможно принятие решения о продаже земельного участка в собственность. Также, полагаем, было бы более корректным установить критерии, которыми органу местного самоуправления или органу государственной власти следует руководствоваться при выборе одного из указанных решений.

В случае принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду и публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка в аренду возможны два варианта дальнейшего развития событий. Если заявление о предоставлении земельного участка в аренду, первоначально поданное гражданином, в течение месяца после указанной публикации останется единственным, то исполнительный орган государственной власти (или орган местного самоуправления) принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду такому гражданину.

Здесь, представляется, было бы правильным четко зафиксировать именно обязанность по принятию такого решения. Формулировка же «принимает решение» может повлечь неоднозначное толкование в правоприменительной практике.

В случае же, когда имеются иные поданные заявки (помимо первоначальной), проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Таким образом, для предоставления земельных участков гражданам для жилищного строительства в качестве основного варианта установлено предоставление участков на торгах, проводимых в форме аукциона.