Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 г.

Статья 58. Утратила силу с 1 января 2008 г.

Комментарий к Ст. 58 ЗК РФ

1. Потери сельскохозяйственного производства представляют собой самостоятельный вид убытков, которые причиняются земельным участкам, используемым в качестве средства производства. Для данных земель основное значение имеют естественные качественные характеристики (прежде всего плодородие), которые позволяют использовать земли сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства исторически является специальным механизмом, направленным преимущественно на возмещение затрат на освоение сельскохозяйственных земель. Потери сельскохозяйственного производства выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижении плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Фактически выделение самостоятельного вида убытков в данном случае является дополнительным механизмом охраны земель сельскохозяйственного производства от использования их в иных целях. Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства достаточно трудоемкий, а размеры возмещения — значительные.

Потери сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства могут быть причинены в связи с изменением статуса земельных участков путем изменения целевого назначения, а также без изменения статуса. В этом случае земельные участки в пределах целевой категории предоставляются для целей, не связанных с производством сельскохозяйственной продукции или лесным хозяйством. Основанием для возмещения потерь является решение соответствующего органа государственной власти. Для земель сельскохозяйственного назначения — это органы государственной власти субъектов РФ (в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ФЗ о переводе земель из одной категорию в другую), а для земель лесного фонда — органы государственной власти РФ (в соответствии с ЛК).

2. Обязанность по возмещению потерь сельскохозяйственного производства возлагается на лиц, которым предоставляются сельскохозяйственные земли не для целей сельскохозяйственного производства, либо на лиц, в интересах которых устанавливаются охранные зоны.

К первой группе лиц относятся частные собственники земель сельскохозяйственного назначения, которые собираются изменить целевое назначение принадлежащих им участков, а также лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения не для сельскохозяйственной деятельности. Это юридические лица, осуществляющие строительную деятельность по размещению на сельскохозяйственных землях линейных объектов в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ о переводе земель из одной категорию в другую.

Установление на землях сельскохозяйственного производства охранных и санитарно-защитных зон также влечет необходимость возмещения потерь сельскохозяйственного производства. При этом необходимо иметь в виду, что возмещение потерь не порождает никаких прав на обремененный земельный участок у лица, в чьих интересах установлена охранная или санитарно-защитная зона. Установление охранной или санитарно-защитной зоны порождает лишь право требовать соблюдения ее правового режима у собственника земельного участка сельскохозяйственного назначения.

3. Возмещение потерь сельскохозяйственного производства может осуществляться путем внесения самостоятельного платежа либо входить в состав цены договора купли-продажи или аренды. Самостоятельным платежом возмещение потерь сельскохозяйственного производства является при бесплатном предоставлении земельного участка в собственность или постоянное (бессрочное) пользование. Земельный кодекс не содержит случаев бесплатного предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность. Однако такая возможность может быть предусмотрена законодательством субъектов РФ. Из перечня субъектов, которым земельные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, единственным легальным землепользователем на землях сельскохозяйственного производства могут выступать учреждения. Однако практика закрепления сельскохозяйственных земель за учреждениями не имеет широкого распространения. Следовательно, можно сделать вывод о том, что бесплатное предоставление земель сельскохозяйственного производства, которое влечет возмещение потерь сельскохозяйственного производства, осуществляется крайне редко.

При продаже земельных участков возмещение потерь сельскохозяйственного производства входит в выкупную цену договора купли-продажи. Заключение договора аренды с возмещением потерь сельскохозяйственного производства представляет определенную сложность. Возмещение потерь не может быть включено в арендную плату, так как арендная плата — это плата за возможность использования земельного участка. Следовательно, возмещение потерь возможно либо включить в выкуп права аренды, либо предусмотреть в качестве самостоятельного платежа в рамках договора аренды (например, как обязанность арендатора по возмещению потерь сельскохозяйственного производства).

4. Порядок возмещения потерь сельскохозяйственного производства установлен Постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. N 77 «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства» (в ред. от 7 мая 2003 г.) <1>. Им утверждены нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, которые объединены в 13 зон и дифференцированы в зависимости от типов почв и территорий субъектов РФ, на которых они находятся.
———————————
<1> САПП РФ. 1993. N 6. Ст. 483; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 190; N 49. Ст. 4808; 1996. N 28. Ст. 3383; 1999. N 21. Ст. 2625; 2003. N 19. Ст. 1843.

Потери сельскохозяйственного производства, вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижении плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются в целях сохранения уровня сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества.

Потери возмещаются в размере стоимости освоения равновеликой площади новых земель с учетом проведения на них мероприятий по окультуриванию и повышению плодородия почв до уровня плодородия изымаемых земель (по кадастровой оценке).

Потери сельскохозяйственного производства возмещаются в полном объеме при предоставлении сельскохозяйственных угодий во временное пользование с условием рекультивации нарушенных земель под несельскохозяйственные угодья и в размере 50% от норматива при нанесении снятого плодородного слоя почвы на малопродуктивные или непродуктивные угодья за счет средств организаций, которым предоставляется земельный участок. Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 <1> во исполнение Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140. Они определяют общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и обязательны для использования всеми лицами.
———————————
<1> БНА. 1996. N 4.

Размер стоимости освоения новых земель взамен изымаемых для несельскохозяйственных нужд определяется исходя из нормативов, которые обеспечивают на осваиваемых землях и улучшаемых угодьях производство сельскохозяйственной продукции в объеме не менее получаемого на изымаемых земельных участках или ранее получаемого до снижения их качества.

Потери, вызванные ограничением использования или ухудшением качества сельскохозяйственных угодий под влиянием деятельности предприятий, учреждений, организаций, определяются в процентах от норматива стоимости освоения новых земель пропорционально снижению качества сельскохозяйственных угодий (по кадастровой оценке земель).

Для определения размера потерь используются планово-картографические материалы, данные почвенных обследований, земельного кадастра и мониторинга земель.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются:

— при предоставлении земельных участков для строительства мелиоративных систем на землях сельскохозяйственного назначения;

— при предоставлении естественных кормовых угодий под строительство прудов рыбных хозяйств, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий;

— при отводе земель под индивидуальное жилищное строительство в границах населенных пунктов;

— при изъятии земель или ограничении использования земель в случаях отнесения земельных участков в установленном законодательством порядке к землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, а также при отводе земель под кладбища из состава государственных и муниципальных земель;

— при консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, в случаях, если виновные в деградации угодий и загрязнении земель юридические лица не установлены, а также в случаях, если виновные лица своевременно выполнили необходимые мероприятия по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и реабилитации загрязненных земель.

5. Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, а также стоимость мелиоративных объектов, построенных за счет бюджетных средств, зачисляются в трехмесячный срок после отвода земельного участка в натуре в бюджет соответствующего органа местного самоуправления согласно классификации его доходов и расходов.

Расходование поступивших средств осуществляется на проведение мероприятий по повышению плодородия почв. Финансирование освоения новых земель для сельскохозяйственного производства зависит от трех факторов: наличия соответствующей расходной статьи в муниципальном бюджете, согласования намерения освоения земель с органом государственной власти субъекта РФ и положительного заключения государственной экологической экспертизы.

6. Пункт 6 комментируемой статьи признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК.