Статья 81 ЗК РФ (действующая редакция). Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Статья 81. Утратила силу с 1 марта 2015 г.

Комментарий к Ст. 81 ЗК РФ

1. В данной статье, как и в следующей, речь идет о предоставлении земельных участков — подразумевается, что из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, — причем предоставлении в широком смысле, т.е. как в пользование, аренду, так и в собственность.

Тексты обеих этих статей являются по существу отсылочными. Помимо того что на порядок предоставления участков из земель сельскохозяйственного назначения распространяются нормы ст. ст. 28, 29, 33, 34 ЗК, более подробно рассматриваемые вопросы регулирует ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другие специальные законы.

Согласно ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением случаев приобретения участка в собственность арендатором. Юридическое лицо или гражданин, которому земельный участок передан в аренду, может приобрести его по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования такого земельного участка. Для этого он должен подать заявление в письменной форме в орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции; решение должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме особых случаев, зафиксированных в п. 5 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (передача земли религиозным организациям, общинам коренных малочисленных народов и др. (см. комментарий к следующей статье)), осуществляется только при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. Если в течение месяца после опубликования поступит только одно заявление, передача участка в аренду производится по общим правилам ст. 34 (см. комментарий к ст. 34 ЗК РФ). Если же заявлений два и более, земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со ст. 38 Кодекса (см. комментарий к этой статье).

Из фонда перераспределения земель земельные участки гражданам и юридическим лицам могут предоставляться как в аренду, так и в собственность. При этом случаи, когда участки предоставляются в собственность бесплатно, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 113-ФЗ, которым были внесены изменения и дополнения в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», установлено, что сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьёй 28 ЗК РФ могут предоставляться гражданам на праве общей собственности в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ. То есть фактически закреплено право субъектов РФ проводить приватизацию земель сельскохозяйственных организаций, если где-то она еще не была проведена. Поскольку все нормативные акты по аграрной реформе к настоящему времени отменены, то правовых оснований такой приватизации до момента принятия изменений в Федеральный закон, о которых идет речь, не было. Теперь все вопросы, связанные с порядком возникновения прав на земельные доли (перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, порядок определения размера земельной доли), регулируются законами субъектов РФ.

Что же касается приобретения в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся у граждан и юридических лиц на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то для случаев возмездного приобретения цена сельскохозяйственных угодий устанавливается законом субъекта РФ, но она должна составлять не более 20% кадастровой стоимости таких угодий.

Порядок предоставления земельных участков гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, установлен ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Прежде всего, согласно п. 7 ст. 12 этого Закона, размер предоставляемого фермерскому хозяйству земельного участка может быть меньше минимального размера, установленного в соответствии со ст. 33 ЗК и ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Минимальные размеры земельных участков вообще не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов РФ.

Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства или осуществления его деятельности, подают заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны содержаться сведения, указанные в ст. 12 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», и к нему должно быть приложено соглашение, заключенное в соответствии с нормами данного Закона между членами фермерского хозяйства.

Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду принимается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

2. Упоминавшийся выше ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» достаточно подробно регламентирует вопросы предоставления земли таким объединениям — в той мере, в какой он не противоречит ЗК и другому новейшему законодательству; в настоящее время готовится новая редакция этого Закона.

Обязанность обеспечивать граждан земельными участками для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства лежит на органах местного самоуправления. Они определяют потребность в земельных участках для создания соответствующих объединений путем приема заявлений от граждан и составления списков желающих участвовать в таких объединениях. Гражданину может быть отказано в предоставлении садового, огородного или дачного участка, только если он уже получал бесплатно участок под указанные цели и совершил сделку по его отчуждению (продал, подарил) или если он имеет такой участок (на любом праве) и предоставление еще одного участка приведет к превышению установленных предельных норм предоставления земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов. Участки могут предоставляться за плату или бесплатно — это определяется федеральными законами и законами субъектов РФ, однако земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в любом случае бесплатно.

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ введен упрощенный порядок оформления права собственности граждан на садовые, огородные и дачные участки, участки для ведения личных подсобных хозяйств. Теперь граждане, которым такие участки были предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на них без принятия специального решения компетентного органа о предоставлении земельных участков в собственность (см. комментарий к ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК).

До принятия ФЗ «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан» земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлялись непосредственно таким объединениям или организациям, при которых они создавались или организовывались, без оформления прав граждан, являющихся их членами, на занимаемые ими участки. В таких случаях гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. В двухнедельный срок со дня получения заявления и необходимых документов должно быть принято решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. При этом основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является только установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

3. Для ведения личного подсобного хозяйства (далее — ЛПХ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, согласно ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Тем гражданам, которые проживают в городах, участки для ЛПХ могут быть предоставлены при наличии свободных земельных участков.

Предоставление земельных участков для ведения ЛПХ осуществляется в общем порядке, установленном земельным законодательством. Предельные размеры (как максимальные, так и минимальные) земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения ЛПХ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (О максимальном размере земельных участков, предназначенных для ведения ЛПХ, см. комментарий к статье 78 Земельного кодекса РФ.)

4. Что касается сенокошения и выпаса скота, то в соответствии с ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 5 ст. 10) для указанных целей земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются гражданам в аренду в порядке ст. 34 ЗК. При этом выкуп арендованного участка в собственность не допускается.