Статья 97 ЗК РФ (действующая редакция). Земли природоохранного назначения

1. К землям природоохранного назначения относятся земли:

1) утратил силу;

2) утратил силу;

3) занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий);

4) утратил силу;

5) иные земли, выполняющие природоохранные функции.

2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Юридические лица, в интересах которых выделяются земельные участки с особыми условиями использования, обязаны обозначить их границы специальными информационными знаками.

4. В пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 97 ЗК РФ

1. Подпункт 1 (о водоохранных зонах) и подп. 4 (о противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждениях) п. 1 комментируемой статьи были признаны утратившими силу соответственно Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» <1> и ФЗ о введении в действие ЛК.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2380.

Изложение подп. 3 п. 1 комментируемой статьи в новой редакции обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч. 1 ст. 10 ЛК). Согласно ч. 4 ст. 12 ЛК защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст. 102 ЛК):

— леса, расположенные в водоохранных зонах (ст. 104 ЛК);

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, — первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст. 105 ЛК);

— ценные леса — государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст. 106 ЛК).

Поскольку перечень защитных лесов охватывал насаждения, предусмотренные в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, этот подпункт признан утратившим силу ФЗ о введении в действие ЛК.

К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.

Согласно ВК водоохранными зонами (в настоящее время они в самом ЗК не предусматриваются) являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Согласно ч. 14 ст. 65 ВК на территории поселений при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Понятие, минимальная ширина и статус прибрежных защитных полос определяются в ч. ч. 11 — 14 ст. 65 ВК.

Участки земель в прибрежных защитных полосах предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при соблюдении требования водоохранного режима.

Ширина прибрежных защитных полос устанавливается в зависимости от видов угодий, прилегающих к водному объекту, и крутизны склонов прилегающих территорий. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Повышенная охрана земель прибрежных защитных полос и водоохранных зон находит свое отражение в повышенной административной ответственности, предусмотренной в КоАП, и повышенной уголовной ответственности, предусмотренной в УК, за соответствующие правонарушения и преступления.

Могут быть установлены также зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, запретные полосы лесов по берегам водных объектов, иные охранные зоны в соответствии с законодательством РФ.

Проблема чистой питьевой воды постоянно актуализируется и в некоторых городских поселениях становится критической. Осуществляется особая охрана земельных участков, на которых располагаются источники питьевого водоснабжения. Состав административного правонарушения, включающий их самовольное занятие, выделен в отдельную статью и самостоятельный пункт, предусматривающий, в отличие от ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» КоАП РФ, повышенную административную ответственность, предопределенную необходимостью повышенной охраны указанных земельных участков.

Зона санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим. Его нарушение влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.12 КоАП.

Первый пояс — зона строгого режима — организуется для охраны мест забора воды из источника и прилегающих к нему участков, а также головных сооружений водопроводов. Эта территория ограждается, охраняется, обозначается в натуре на местности соответствующими знаками — столбами с надписью (за уничтожение этих специальных знаков административная ответственность может наступить в соответствии со ст. 7.2 КоАП). Здесь запрещается проживание и временное нахождение лиц, непосредственно не связанных с работой на водопроводных станциях и сооружениях.

Второй пояс — зона ограничений — включает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки. Здесь запрещается использование территории, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение источника водоснабжения.

В этой зоне только с особого разрешения органов санитарного надзора допускается: строительство; уничтожение насаждений; проведение железнодорожных и автотранспортных путей; использование земельных участков и водоемов для сельскохозяйственных нужд; мероприятия по физкультуре, купание и т.д.

Третий пояс — зона наблюдений — охватывает смежную со вторым поясом территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод. Органы санитарного надзора проводят здесь учет инфекционных заболеваний и осуществляют систематические эпидемиологические обследования.

2. Важное значение для использования и охраны земель природоохранного назначения приобретает вопрос об особенностях их использования и режима охраны — например, о том, как могут использоваться земли водоохранных зон, которые по прежней редакции ст. ст. 97 и 102 ЗК относились и к землям природоохранного назначения, и к землям водного фонда.

В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.

В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.

Установление водоохранных зон (что очень важно) не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.

Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.

Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах.

Реформа местного самоуправления предполагает усиление роли муниципальных образований, где расположены водоохранные зоны и иные земли природоохранного назначения, органов местного самоуправления по распоряжению и управлению этими землями и контролю за их использованием.

Если земельное, природоохранное, водное и иное природоресурсное законодательство недостаточно регулирует соответствующие функции муниципальных образований и их органов местного самоуправления, то они должны использовать нормы законодательства РФ о местном самоуправлении, об общественном и муниципальном земельном, водном и экологическом контроле.

В качестве примера разрешения споров об использовании земель, расположенных в водоохранных зонах, можно привести Постановление ФАС Московского округа от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12846-05-2. Этим Постановлением были правомерно удовлетворены исковые требования о признании недействительным инвестиционного контракта по строительству объекта недвижимости, так как материалами дела установлено, что реализация спорного контракта будет осуществляться в водоохранной зоне без учета установленных законодательством РФ ограничений.

3. В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.

Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.

Особое внимание уделяется информационному обеспечению водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч. 18 ст. 65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

4. На землях природоохранного назначения применяется особый правовой режим (см. комментарий к п. 2 данной статьи), охраняемый судом.

Так, истцы <1> предъявили иск к администрации Мытищинского района и ООО «К» о признании недействительными постановления главы администрации, которым ООО «К» в собственность для размещения яхт-клуба был выделен земельный участок возле д. Пирогово, а также договора купли-продажи этого земельного участка, заключенного ответчиками. При этом истцы указали на то, что продажа указанного земельного участка, расположенного в прибрежной санитарной зоне Клязьминского водохранилища, противоречит ВК и нарушает их права на благоприятную окружающую среду и отдых.
———————————
<1> Сборник материалов судебной практики по вопросам государственной регистрации прав и сделок с земельными участками. Вып. 2. 2002. 6 авг.

Из материалов дела видно, что спорный земельный участок расположен в природоохранной зоне, что подтверждается планом земельного участка, а также сведениями, представленными Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Мытищинскому району Московской области. Как установил суд, вопрос о предоставлении земельного участка ООО «К» в собственность был произведен главой администрации Мытищинского района без согласования с органами управления по использованию и охране водного фонда, органами в области охраны окружающей природной среды. Решением суда заявленные требования удовлетворены, постановление главы администрации Мытищинского района, договор купли-продажи земельного участка, запись в ЕГРП, а также свидетельство о государственной регистрации права, выданное Московской областной регистрационной палатой, признаны недействительными. В отношении приведенного дела обращают на себя внимание и иные обстоятельства. Так, поскольку порядок предоставления земельного участка, установленный законом, был нарушен, суд, руководствуясь ст. 13 ГК, признал недействительными постановление главы Мытищинского района, а также сделку, которая как заключенная с нарушением требований закона является ничтожной. Регистрация права собственности юридического лица по сделке была произведена с нарушением требований ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, поэтому суд признал незаконной и регистрацию права.

Однако необходимо отметить, что Московская областная регистрационная палата, проводя государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права собственности на данный участок земли, не имела достаточных сведений. План земельного участка, удостоверенный Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района, не содержал сведений о наличии смежных границ (землепользователей) с водным объектом и был обозначен в плане как земельный участок, отнесенный к землям промышленности без ограничений в пользовании.

5. Забота о местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей пронизывает земельное и иные отрасли законодательства РФ, имеет конкретный характер и отражается в статьях ЗК, ст. 48 ЛК, ст. 54 ВК, ст. ст. 9 и 49 ФЗ «О животном мире» и т.д.

К федеральным законам, которыми устанавливается порядок природопользования на указанных территориях, относятся наряду с указанными ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», ФЗ о территориях природопользования коренных малочисленных народов и др. <1>.
———————————
<1> См.: Андриченко Л.В. Правовое регулирование организации и деятельности коренных малочисленных народов. М.: ИЗиСП, 2005.