Статья 32. Утратила силу с 1 марта 2015 г.
Комментарий к Ст. 32 ЗК РФ
1. Статья 32, так же как и ст. 31 ЗК, имеет отношение к процедуре предварительного согласования места размещения объекта.
Если вернуться к содержанию п. 5 ст. 30 ЗК и вспомнить предусмотренные им четыре стадии предоставления государственного или муниципального земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то можно увидеть, что между начальной (выбор участка) и завершающей (принятие решения о предоставлении) стадиями имеются еще две — проведение работ по формированию земельного участка и его государственный кадастровый учет. Однако если процедура государственного кадастрового учета стандартна и осуществляется в соответствии со ст. 70 ЗК, положениями ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами, то формирование земельного участка в рассматриваемом случае отличается от формирования участка, относящегося к случаям предоставления земли без предварительного согласования места размещения объекта (п. 4 ст. 30 ЗК). Формирование участка по комментируемому пункту предполагает лишь установление границ земельного участка на местности по заявке и за счет лица, заинтересованного в его предоставлении. Иные элементы формирования участка, предусмотренные в п. 4 ст. 30 ЗК, здесь неприменимы, поскольку подготовка проекта границ земельного участка, определение его разрешенного использования, получение технических условий подключения к инженерным сетям и плата за их подключение должны осуществляться на стадии выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта, а решение о проведении торгов или предоставлении участка без торгов, равно как и публикация соответствующего сообщения, при процедуре предварительного согласования места размещения объекта не требуется.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
На совершение землеустроительных действий и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка закон отводит три года — именно таков срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 8 ст. 31 ЗК). Однако в случаях, когда будущее предоставление участка связано с необходимостью изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, указанные действия целесообразно совершать в более короткие сроки. Причина в установленных гражданским законодательством сроках на уведомление лиц, у которых изымаются участки, о предстоящем изъятии, а также, при отсутствии согласия правообладателей с изъятием у них участков, — в практической длительности принудительного изъятия земли в судебном порядке.
2. Данный пункт сформулирован таким образом, что фактически исключает возможность отказа со стороны уполномоченного органа власти в предоставлении земельного участка лицу, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, представившему в пределах трехлетнего срока с момента принятия такого решения заявление о предоставлении земельного участка, с приложением документального подтверждения установления границ участка на местности и его государственного кадастрового учета. Таким документом служит кадастровый паспорт земельного участка.
Вместе с тем п. п. 8 — 10 ст. 30 ЗК предусматривают возможность принятия соответствующими органами решений об отказе в предоставлении земельных участков для строительства, а также право заинтересованных лиц обжаловать такие решения в судебном порядке. И утверждать о неприменимости данных пунктов к случаям предварительного согласования места размещения объекта, исходя из структуры и содержания ст. 30 ЗК, оснований нет. Чем же руководствоваться на практике? По нашему мнению, нельзя исключать возможность отказа в предоставлении участка при принятии решения в соответствии со ст. 32 ЗК, считая норму комментируемого пункта специальной по отношению к п. п. 8 — 10 ст. 30 ЗК. В противном случае орган, уполномоченный на принятие решения, был бы лишен возможности обеспечить соответствие сформированного земельного участка (включая установленные на местности границы) материалам выбора земельного участка и решению о предварительном согласовании места размещения объекта, что недопустимо. Иными словами, в случае если установление границ участка либо его кадастровый учет проведены ненадлежащим образом, что привело к ошибкам в землеустроительной или кадастровой документации, орган власти вправе отказать в предоставлении земельного участка. Другое дело, что в случае необоснованности отказа в предоставлении земельного участка соответствующее решение может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованного лица.
Таким образом, по нашему мнению, речь идет не о целенаправленном лишении органов власти комментируемым пунктом права на отказ в предоставлении земельных участков, а о неполноте рассматриваемой статьи закона.
Срок, установленный для принятия решения по заявлению о предоставлении земельного участка, непродолжителен и составляет две недели. На выдачу заявителю решения либо выписки из него принявшему решение органу власти дано еще семь дней с даты его принятия (п. 8 ст. 30 ЗК).
3. Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу с 1 января 2007 г. ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.
4. Требование об обязательном включении в решения о предоставлении земельных участков для государственных или муниципальных нужд положений, связанных с изъятием соответствующих земель, является логическим продолжением п. 5 ст. 31 ЗК, предусматривающего в качестве неотъемлемой части решений о предварительном согласовании места размещения объекта расчеты убытков обладателей прав на землю и, до 31 декабря 2007 г., потерь сельскохозяйственного производства. Комментируемый пункт предписывает включать аналогичные положения в решения о предоставлении земель, однако уже не в виде расчетов, а в форме требований о возмещении убытков и потерь сельскохозяйственного производства (правило относительно данных потерь действует до конца 2007 г.). Очевидно, что такие требования следует выдвигать с учетом произведенных на стадии выбора земельного участка расчетов. Однако, учитывая трехлетний срок действия решений о предварительном согласовании места размещения объекта, не исключено проведение новых расчетов, результаты которых будут отличаться от произведенных на стадии предварительного согласования. Хотя и такие расчеты в части убытков лиц, у которых участки изымаются, не будут носить обязательного характера по причине возможного несогласия данных лиц с таковыми. В этом случае спор о размере убытков подлежит решению в судебном порядке.
Комментируемый пункт также предусматривает право органов, принимающих решения о предоставлении земельных участков, включать в эти решения положения об обременениях земельных участков (например, в виде публичных сервитутов, устанавливаемых в соответствии со статьей 23 ЗК РФ) либо об ограничениях прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК: например, это могут быть условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка и др. (более подробно об этом см. комментарий к ст. 56). Если исходить из структуры комментируемого пункта и его буквального толкования, может показаться, что данное право, так же как и требование о включении в решения положений о возмещении убытков и потерь, имеет отношение лишь к случаям предоставления земель для государственных или муниципальных нужд. Однако, по нашему мнению, подобный взгляд был бы ошибочным в силу содержания ст. ст. 23, 56 и ряда иных статей ЗК, регулирующих вопросы обременения или ограничения земельных участков и прав на них, предусматривающих возможность установления обременений и ограничений также и во многих иных случаях.
В завершение отметим, что юридические последствия принятия решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 32 предусмотрены в п. п. 7 — 10 ст. 30 ЗК.