Статья 86. Утратила силу с 1 марта 2015 г.
Комментарий к Ст. 86 ЗК РФ
1. Статья 86 ЗК, обоснованность включения которой в главу о землях населенных пунктов сомнительна по причине расположения пригородных зон за пределами городских поселений (а следовательно, и за пределами населенных пунктов, т.е. в составе земель иных категорий), вызывает немало вопросов, ответы на которые Кодекс не содержит. С отменой Градостроительного кодекса 1998 г., также посвящавшего пригородным зонам ряд немаловажных положений, этих вопросов стало еще больше. Действующий Градостроительный кодекс не уделяет внимания данным проблемам. Кроме того, с принятием ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, значимо изменившего понятие поселений, оставшиеся без изменений положения ст. 86 ЗК стали еще более сложными для уяснения и практического применения. Анализируя комментируемую статью ЗК, к сожалению, нельзя найти ответ на многие имеющие практическое значение вопросы: о правовом статусе пригородных зон (определены лишь отдельные элементы правового режима одной из четырех видов зон в их составе); об определении объема и пределов полномочий органов местного самоуправления городов в сфере управления землями пригородных зон; о степени ограничения полномочий органов местного самоуправления территорий, включенных в состав пригородных зон, в отношении этих территорий и т.д.
Идея существования пригородных зон связана с необходимостью поддержания жизнеобеспечения и развития соответствующего города. Пространство вблизи него может использоваться в целях дополнительного снабжения городского населения продовольствием благодаря ведению сельского хозяйства с использованием этого пространства; рост городского населения рано или поздно приводит к расширению городских границ, и в этом смысле пригородные зоны представляют собой резерв для увеличения территории города; пригородные зоны являются местом отдыха городского населения, могут выполнять иные функции в интересах города.
Определение понятия пригородных зон осуществляется в комментируемом пункте через указание на то, какие земли могут включаться в их состав. Как следует из него, эти земли должны соответствовать трем критериям.
Во-первых, они должны находиться за пределами черты городских поселений. Под городскими поселениями, согласно ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, понимаются город или поселок. Как отмечалось в комментарии к ст. 83, понятие черты применительно к границам населенных пунктов (в данном случае — города или поселка) является уже устаревшим. Во-вторых, в силу другого критерия, говорящего о том, что пригородные зоны должны составлять с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию, рассматриваемое понятие неприменимо к поселкам (а лишь к городам), в связи с чем использование в первом критерии понятия «городское поселение» не вполне корректно.
Основываясь на указанных критериях, можно утверждать, что пригородные зоны городов не могут относиться к категории земель населенных пунктов (за исключением сельских населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек — см. ниже) и входят в состав любых иных категорий земель — сельскохозяйственного назначения, земель промышленности, транспорта и т.д., земель лесного фонда и др.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
В-третьих, пригородные зоны не должны входить в состав иных поселений. Однако здесь возникает некоторая неопределенность. Под поселениями ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городские (см. выше) и сельские поселения, определяя последние как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых осуществляется местное самоуправление. Поселения либо поселения и межселенные территории объединяются в муниципальные районы. И учитывая требование Закона о том, что территория субъекта РФ разграничивается между поселениями, в состав которых могут не включаться лишь территории с низкой плотностью сельского населения (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона) и сельские населенные пункты с численностью населения менее 100 человек (п. 9 ч. 1 ст. 11), получается, что пригородные зоны могут располагаться лишь на межселенных территориях (под которыми указанный Закон как раз и понимает территории, не входящие в состав поселения). Однако при вступлении в силу действующего ЗК и в его составе ст. 86 под поселениями понимались городские и сельские населенные пункты, т.е. понятие поселений было значительно уже. Соответственно, территории, которые могли включаться в состав пригородных зон, были существенно более обширны. Если следовать букве п. 1 комментируемой статьи, то у городов, вокруг которых отсутствуют межселенные территории в их современном понимании, вполне может не оказаться оснований для установления пригородных зон. Поэтому вопрос о том, состоит ли воля законодателя именно в этом или мы имеем дело с недостатками ЗК, не приведенного в данной части в соответствие с положениями законодательства о местном самоуправлении, остается открытым.
2, 5. Земли, входящие в состав пригородных зон, подобно землям населенных пунктов и некоторых иных категорий, неоднородны по своему составу. Во-первых, как было отмечено, в них могут входить земли различного целевого назначения (кроме земель населенных пунктов, если речь не идет о сельских населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек, не входящих в состав поселений), а следовательно, имеющие различный правовой режим. Во-вторых, территории пригородных зон подлежат зонированию — действующее законодательство предусматривает возможность выделения в их составе четырех видов территорий (зон):
— территории сельскохозяйственного производства;
— зоны отдыха населения;
— резервные земли для развития города;
— зеленые зоны.
Учитывая, что по буквальному смыслу п. 1 комментируемой статьи пригородные зоны могут устанавливаться лишь на межселенных территориях, а в отношении последних градостроительное зонирование (с установлением градостроительных регламентов), как правило, не проводится, зонирование территорий пригородных зон городов осуществляется на уровне документации территориального планирования, а именно в схемах территориального планирования муниципальных районов, в состав которых входят, в частности, карты (схемы) с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства на межселенных территориях.
Называя возможные виды территорий (зон) в составе пригородных зон, федеральное законодательство практически не регулирует вопросы, связанные с их правовым режимом. Соответствующие правила установлены лишь в отношении зеленых зон. Так, п. 5 комментируемой статьи определяет функции зеленых зон и устанавливает запрет на осуществление в их пределах хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду. Данными положениями ограничивается регулирование правового режима указанных видов земель (зон). Вопросы управления и пользования входящими в состав пригородных зон территориями сельскохозяйственного производства, зон отдыха населения и резервных земель для развития города федеральным законодательством не регулируются.
3 — 4. Данные пункты достаточно лаконично определяют уровень утверждения или изменения границ пригородных зон, а также их правового режима в разрезе двух видов городов:
а) городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
б) остальных городов России.
Применительно к последним границы пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектов РФ. Пригородные зоны столицы и Санкт-Петербурга должны утверждаться и изменяться федеральными законами, поскольку при этом, в отличие от случаев с остальными городами, затрагиваются интересы соседних субъектов РФ — Московской и Ленинградской областей. Таким образом, установление размеров пригородных зон фактически поставлено в зависимость от усмотрения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а в отношении городов федерального значения — от Федерального Собрания РФ.
Аналогичным способом комментируемые пункты предлагают решать вопросы установления и изменения правового режима пригородных зон. Однако согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. И поскольку по смыслу многих положений Земельного и Градостроительного кодексов территориальное планирование и градостроительное зонирование (а именно в результате данных процессов определяются категории земель и допустимые виды разрешенного использования земельных участков) не входит в компетенцию Федерального Собрания РФ, а за пределами Москвы и Санкт-Петербурга — также и законодательных органов субъектов РФ и осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, рассматриваемая норма комментируемой статьи порождает правовые коллизии.
В субъектах РФ в настоящее время в основном также отсутствует законодательство, регулирующее вопросы установления и изменения границ и правового режима пригородных зон, хотя субъектам РФ на сегодняшний день предоставлена практически полная свобода в правовом регулировании правового режима пригородных зон благодаря многочисленным пробелам федерального законодательства. В целом анализ законодательства многих субъектов РФ показывает, что им еще только предстоит создавать законодательство о пригородных зонах или совершенствовать действующее законодательство в данной области, приводя его в соответствие с немногочисленными положениями законодательства федерального.
6. Данный пункт с 8 декабря 2006 г. имеет новую редакцию, связанную с принятием нового ЛК. Суть его проста — он императивно запрещает перевод той части земель лесного фонда, на которой расположены лесопарки, в земли иных категорий.
В прежней редакции данного пункта (до внесения в него изменений ФЗ о резервировании земель) запрет перевода земель в иные категории распространялся также и на земли зеленых зон.
В соответствии со ст. 10 ЛК леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Согласно ст. 102 ЛК зеленые зоны и лесопарки отнесены по целевому назначению к защитным лесам, в составе которых они включены в категорию лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов.
Запрет, установленный комментируемым пунктом, следует рассматривать в качестве специальной нормы по отношению к положениям ст. 11 ФЗ о переводе земель из одной категории в другую, позволяющей осуществлять перевод земель, занятых защитными лесами, в земли других категорий лесов в ряде случаев, таких как организация особо охраняемых природных территорий, установление или изменение границ населенных пунктов, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В соответствии с ч. 3 ст. 105 ЛК в зеленых зонах и лесопарках запрещается:
1) использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;
2) ведение охотничьего хозяйства;
3) ведение сельского хозяйства;
4) разработка месторождений полезных ископаемых;
5) размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.