Статья 92 ЗК РФ (действующая редакция). Земли для обеспечения космической деятельности

1. Землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-89 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 92 ЗК РФ

1 — 2. Согласно ст. 92 ЗК землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности. Земли, занятые объектами космической инфраструктуры, отнесены к ограниченно оборотоспособным (подп. 9 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ), что представляется неверным, поскольку к таким объектам относятся космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов и другие объекты. Указанные земли должны быть изъяты из оборота и находиться в федеральной собственности.

3. Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у правообладателей земельных участков не изымаются. Если ракеты запускаются с космодромов и полигонов Минобороны России, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 (в ред. от 2 июля 2003 г.) <1> Минобороны России обязано возмещать правообладателям земельных участков «прямой материальный и экологический ущерб», причиненный таким падением. Использование районов падения должно осуществляться в соответствии с договорами, заключаемыми Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы. В договорах нужно предусматривать:
———————————
<1> СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2235; 1998. N 14. Ст. 1587; 2003. N 27 (ч. 2). Ст. 2815.

— установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды;

— обеспечение безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет;

— установление порядка возмещения ущерба и возвращения районов падения в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования;

— проведение работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет;

— определение объемов и сроков экологических обследований районов падения;

— компенсационные выплаты субъектам РФ за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Из данных положений следует, что органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Минобороны России преимущественно те земли, которые не заселены и не застроены. Площади таких земель должны быть очень большими.