1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
4. Утратил силу.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Комментарий к Ст. 98 ЗК РФ
1. В соответствии со ст. 94 ЗК земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны этих земель устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.
Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.
В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Данная позиция нашла отражение в сложившейся судебной практике.
Как следует из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 января 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/2516, суд первой инстанции признал недействительным постановление главы муниципального образования о предоставлении ответчику в собственность земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства.
При рассмотрении спора судом установлено, что право истца на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком удостоверено государственными актами на право пользования землей и постановлением главы муниципального образования, согласно которому земельный участок, находящийся в пользовании истца, признан освоенным и используемым по назначению.
Таким образом, изданное по результатам инвентаризации земель постановление подтверждает факт передачи земельного участка под размещение главных корпусов, административных зданий и зоны отдыха дома отдыха «Дружба».
При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованном предоставлении ответчику спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства правомерен.
8 (812) 467-95-35 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 302-76-91 (Регионы РФ)
Кроме того, как указывается в Постановлении, суд правомерно применил ст. 92 ЗК РСФСР, аналогичная норма содержится и в ст. 98 ЗК. Спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и исходя из содержания названных норм может быть использован только для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
Как следует из указанной нормы, в том случае, если учебно-туристические тропы и трассы проложены с согласия собственника или иного пользователя земельного участка, использование указанных земельных участков может осуществляться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком, т.е. сервитутом.
Поскольку в данном случае целью предоставления ограниченного права пользования земельным участком является обеспечение прохода или проезда через земельный участок неограниченного круга лиц, то устанавливается публичный сервитут.
Согласно ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
В случае если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка и иной землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В том случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
4. Согласно ст. 86 ЗК в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.
Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.
Как следует из ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», под зелеными зонами понимаются территории в границах поселений, покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в совокупности образующие зеленый фонд городских и сельских поселений.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Специальным актом, регулирующим отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иной градостроительной деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности — осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды, а одна из целей разработки правил землепользования и застройки — создание условий для сохранения окружающей среды.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны). Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.
При этом границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, а в зоны особо охраняемых территорий — земельные участки, имеющие в том числе рекреационное и иное особо ценное значение.
В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты применительно к зонам с особыми условиями устанавливаются в том числе с учетом требований охраны особо охраняемых территорий и иных природных объектов.
5. Согласно общей норме, закрепленной в статье 7 ЗК РФ, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Земли рассматриваемой категории могут использоваться для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Статьями 285 — 286 ГК предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.
Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Функции государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» возложены на Роснедвижимость.
Должностные лица и специалисты названного Федерального агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» <1>. С 2009 г. его функции переходят согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).
———————————
<1> Примеч. ред.: ранее контроль осуществлялся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле».
Так, указанные должностные лица вправе: рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством.
Кроме того, статья 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.